Историки запомнят март 2020 как месяц, когда людям не хватало в магазинах туалетной бумаги, хлебопекарной муки, тушенки и гречки. Но к этому же списку можно отнести и не совсем очевидный товар, кооперативную настольную игру Pandemic.
В 2004 году эпидемия SARS, которая разразилась в Китае, Сингапуре и Канаде, чуть не приобрела масштабы пандемии. Тогда же, в 2004, Мэтт Ликок, дизайнер Yahoo, начал работать над собственной настольной игрой. Для Мэтта это был просто способ скоротать время после работы. Однако всё обернулось не так, как он ждал.
После 4 лет разработки игра официально вышла. Она стала хитом и прошла долгий путь с полок в магазинах до медицинских школ. Pandemic стала самым покупаемым сувениром в Центре Контроля и предотвращения Заболеваний США. Она даже потеснила по покупкам классическую «Монополию» и детективный хит Clue.
В 2020 игра стала печально пророческой. В неё влюбились и врачи, борющиеся с реальной эпидемией, и обычные люди, вынужденные сидеть дома. Pandemic показывала мир, охваченный пандемией, в миниатюре.
Развитие индустрии
За последнее десятилетие «настолки» стали разнообразнее, каждый год выходят тысячи новых игр. Количество фанатов настольных игр неуклонно растёт. Краудфандинговые платформы, такие как Kickstarter, способствовали появлению прибыльной издательской системы. Например, опытный дизайнер Эрик М. Ланг, который придумал игру в антураже Древнего Египта и феодальной Японии, смог собрать миллионы долларов, даже до того как официально выпустил специальные ранние издания игры для поддержавших кампанию вкладчиков.
В один момент по всей Северной Америке начали открываться кафе и бары с настольными играми, от Game Knight Lounge в Портленде, штат Орегон, до Uncommons на Манхэттене. Все они хотели урвать свой кусок от развивающейся индустрии.
Поклонники современных настольных игр, которым надоели пресловутые Life и Scrabble, хотят новых ощущений и механик. В Terraforming Mars, которая была выпущена в 2016 году, участники играют за крупные компании и корпорации. Цель игры — возвести куполообразные города и заполнить пыльные просторы высохших океанов Марса водой, в которой бы водилась рыба. Игра занимает четвертое место среди лучших настолок всех времен на веб-сайте BoardGameGeek.
Игра Wingspan от Элизабет Харгрейв повествует о выращивании птиц в природном заповеднике. Она опирается на реальные данные, полученные от лаборатории орнитологии Корнелла. Настолка вышла в прошлом году. Её первая партия была быстро сметена с прилавков. Следующий проект Харгрейв, который должен появиться в августе, строится вокруг мигрирующих бабочек-монархов.
Особенности Pandemic
Pandemic напоминает классическую Risk от Parker Brothers. В обеих играх есть карта мира и континенты разных цветов. Однако конечные цели у них совершенно разные. Вместо того, чтобы стремиться к мировому господству, как в Risk, вы должны кооперироваться с другими игроками. Все ваши игровые действия будут направлены на то, чтобы остановить марш страшных болезней, которые угрожают опустошить Землю. Pandemic построена на кооперативном режиме игры, тогда как Risk подразумевает соревновательный элемент: армии игроков в игре Parker Brothers бьются друг с другом.
В Pandemic каждый игрок управляет персонажем, который выполняет уникальные функции. Диспетчер может перемещать другого персонажа между континентами. Медик может лечить больше случаев заболевания, чем его коллеги. Ученый может найти лекарство немного быстрее.
Игроки берут свои планшеты, советуются друг с другом, вместе переживая все невзгоды и радуясь успехам в борьбе с заразой. Ликок начал разрабатывать Pandemic после того, как его жена получила плохой результат анализов крови. Ситуация, с которой игроки пытаются справиться в игре, затронула её в реальной жизни. Игра объединяет участников, сплачивая их против одного страшного врага – болезни.
Кооперативные настольные игры набирают популярность. За десятилетие, прошедшее с момента выпуска Pandemic, каждый год или около того появляются новые редакции этой игры. Обычно их выход тематически связывают с открытием новых штаммов гриппа и других болезней.
Изменения носят в основном косметический характер: например, издание, посвященное десятилетию релиза, выпускается в красивом голубом футляре, напоминающем аптечку. Недавно издатель Pandemic, Z-Man Games, объявил, что Ликок будет сотрудничать с Робом Давиау, опытным гейм-дизайнером Hasbro, чтобы создать третий и последний выпуск их более сложной настолки-саги Pandemic Legacy. Её разработка началась ещё в 2015 году.